А получаются удивительные вещи. Получается, что за каждой историей почти - пустота. Никто не знает, почему что-то произошло именно так как произошло. И вопросов множество. Таких, на которые ответов нет или их надо долго искать.
Блокаду нам показывают черно-белой (фото и кино тех лет черно-белые, понятно), но карточки продуктовые - они все цветные. И восприятие цвета вкупе с блокадой неожиданно. А сколько хлеб стоил в блокаду? Его же не бесплатно давали. Но - никто не помнит цену и свидетели тоже... Удивительно. Известно, что еще осенью килограмм хлеба стоил 1 рубль, карточки выкупались по 10 копеек (они тоже были платными, даже квартплата в блокаду была и не отменялась), а сколько стоили 125 грамм хлеба по карточке - никто не помнит. Стерлось.
Вообще, все материальные вопросы почти стёрлись. А ведь трудовая повинность вводилась в том числе и для того, чтобы все гарантированно могли получать зарплату. Сколько платили, за что - почти нет данных. Или вот в блокадном дневнике пишет кто-то, что здесь супа удалось хлебнуть, тут что-то налили - а сколько платили за это никто не пишет. Как так?
Говорили о топографике обстрелов города. О пожаре в Гостином дворе после бомбежки и артобстрела, во время которого погибло много людей. Говорили о том, что детей Ленинграда обязывали трудиться на огородах города в 1942 году для того, чтобы... они больше ели и дышали свежим воздухом. О том, как документально организовывался допуск на огороды Ленинграда и - какое количество документов надо было иметь ленинградцу чтобы выжить.
О том, как учились дети Ленинграда, если большинство школ переформатировали в госпитали. А ведь учеба не останавливалась. Поговорили бы еще, не получалось по времени. Ни может быть из этого обсуждения что-то получится большее. Пока обдумываем... Меня все это шокирует каждый раз. Масштаб подвига ленинградцев и Ленинграда в дни блокады - нечто непостижимое вообще.
Journal information