Categories:

Ключевые моменты в искусстве (часть вторая)

Предыдущая часть

11. Уильям Блейк видит призрак блохи (1819 год, Лондон)

Блоха превращается в кошмарное человекоподобное создание, блуждающее по коридорам ночи с чашей для сбора людской крови. Сгорбленная и покрытая чешуей блоха несет свой кинжал и чашу с какой-то ужасающей целенаправленностью; эта тварь крупней своего собрата из класса насекомых. По свидетельству друга художника, Джона Варли, Уильяму Блейку пришло видение: блоха рассказала ему, что души слишком кровожадных людей переселяются в ей подобных.

12. Основывается братство Прерафаэлитов (сентябрь 1848 года, Лондон)

Общество прерафаэлитов было основано в 1848 году тремя молодыми художниками: Уильямом Холманом Хантом, Данте Габриэлем Россетти, Джоном Эверетом Миллесом. Вызов заключался уже в самом названии группы: «прерафаэлиты» означает «до Рафаэля». «Ваше академическое искусство, господа профессора, со слащавым Рафаэлем в качестве ориентира, — устарелое и неискреннее. Мы берем пример с тех живописцев, которые жили до него», — как будто заявляли прерафаэлиты своим названием.

Мастера итальянского Возрождения изображали Мадонну как святую, не имеющую ничего общего с обыденной жизнью. Представив Благовещение реалистично, Россетти нарушил все традиции. Его Мадонна — обычная девушка, смущенная и испуганная вестью, принесенной ей архангелом Гавриилом. Такой необычный подход, ввергнувший в ярость многих любителей искусства, соответствовал намерению прерафаэлитов писать картины правдиво.

13. Открывается салон отверженных (15 мая 1863 года, Париж)

Первый и наиболее знаменитый "Салон отверженных" прошёл в 1863 году. 

Среди художников-участников Парижского салона начали активно циркулировать слухи, что в этом году жюри будет строгим как никогда. Художники начали накалять обстановку и утверждать, что все решения жюри – вкусовщина, неспособная реально оценить картину. Подобное недовольство всегда сопровождало художественный Салон в Париже.

Обида на закономерный отказ, это вполне естественная реакция со стороны обделённых талантом "художников", считающих себя настоящими мастерами, однако в 1863 году их вой оказался настолько громким, что на них обратил внимание Наполеон III.

22 апреля 1863 года он посетил Парижский салон, где ему продемонстрировали несколько самых удачных из отвергнутых работ. Наполеон особой разницы между отказными и одобренными работами не увидел, а потому приказал выставить все отвергнутые работы, дабы общественность могла сама выяснить, за дело художники получают "отказы" или же нет. За мероприятием закрепилось народное название "Салон отверженных". Разумеется, что если художник не хотел участвовать в этом "Салоне", то он мог отозвать свои отказные работы.

Хотя жюри Салона и подвергалось постоянной критике, его художественный авторитет был безграничен, а потому большинство не имеющих собственного художественного вкуса зрителей, попросту следовало за мнением жюри. Зрители же имеющие вкус, сразу видели бездарные и попросту плохие работы, количество которых всё-таки превалировало в отвергнутых произведениях. Если художник отказывался от участия в "Салоне отверженных", это автоматически означало то, что он полностью согласен с суждением жюри, а его работы плохи.

"Салон отверженных" 1863 года оказался весьма популярен и посещался даже активнее чем настоящий Парижский салон, из-за чего некоторое время была популярна шутка, что в следующем году художники будут сами упрашивать поставить им отказное клеймо на работу.

14. На всемирной выставке в Париже демонстрируется японское искусство (1 апреля 1867 года, Париж)

В конце 50-х годов 19-го века, не без участия США,  Япония открыла свои границы и в Европу хлынули японские товары и произведения искусства - гравюры, вазы, кимоно, ширмы, зонтики, лаковые изделия, керамика, веера. Это спровоцировало повальное увлечение Европы Японией, и возникновение такого феномена как "японизм". У этого явления нет четко очерченных временных границ и стилистических характеристик.  Под "японизмом"понимается широкое распространение японского искусства и проникновение его принципов и особенностей в искусство европейское.

Дальнейшее распространение японского искусства происходило во многом благодаря Всемирным выставкам в Лондоне в 1862 году и Париже в 1867, 1878, 1889 и 1900 годах. В японских павильонах всегда толпились посетители, а прикладные дальневосточные ремесла производили настоящую сенсацию.

Японские гравюры укиё-э высоко ценились целым рядом художников-импрессионистов, благодаря чему стали популярны во всем мире. На «Портрете Эмиля Золя» Эдуарда Мане в качестве фона изображена японская ширма. На второй выставке искусства импрессионистов в 1876 году Клод Моне представил «Японку». 

Японское искусство повлияло на Дега, Гогена, Лотрека и других художников. Дом Моне в Живерни, в пригороде Парижа, который столь часто посещают японские туристы, украшает немалое количество японских гравюр, что свидетельствует о высоком интересе художника к ним.

15. Умирает отец Сезанна (23 октября 1886 год, Экс-ан-Прованс)

23 октября в Эксе скончался Луи-Огюст. Ему было 88 лет. Отныне в распоряжении Сезанна 25 тысяч франков годового дохода. Однако богатство ни в чем не изменило его привычек. Расходы на жизнь, включая затраты, связанные с живописью, теперь полностью обеспечены, деньги же сами по себе не представляют для Сезанна никакого интереса.

Он не внемлет просьбам жены переехать в Париж и остается в доставшемся ему в наследство доме. 

Сезанн нашел в этих местах идеальный "мотив". Перед его взором вплоть до самого горного массива расстилается долина Арки, пересекаемая справа виадуком. Ветвями сосны, которые тянутся к отдаленному изогнутому конусу Сент-Виктуар, Сезанн обрамляет весь пейзаж; прекрасная картина, полная вергилиевой гармонии. 

16. Моне покупает дом в Живерни (ноябрь 1890 года)

В этом утопающем в цветах убежище «отца импрессионизма» можно лучше понять творчество Моне: всеми чувствами впитать в себя источники его вдохновения и увидеть, как перед глазами возникают «живые картины» — сюжеты знакомых полотен Моне.

Дом и особенно сад Клода Моне тоже являются произведением искусства: художник посвятил добрую половину жизни созданию и обустройству этих цветников, прудов, лужаек, ставших для него настоящей мастерской на открытом воздухе. 

17. Гоген уезжает на Таити (4 апреля 1891 года, Париж)

Тому, что Гоген уехал на Таити, предшествовала целая цепочка событий. Самые известные из них — освоение французами Полинезии в конце XIX века и отрезанное ухо его близкого друга Винсента Ван Гога. Правда, одним ухом дело не обошлось — Гоген бросил работу на бирже, истратил все свои сбережения и не мог продать свои картины. Вот здесь обо всем по порядку.

Этот новый творческий этап характерен еще более свободным выбором колорита. На ретроспективной выставке 1988 года залы, посвященные первому пребыванию художника на Таити, поражали ни с чем не сравнимыми яркостью и силой красок. 

Слава пришла к художнику после смерти, когда в 1906 году в Париже было выставлено 227 его работ.

18. Вводится термин «кубизм» (14 ноября 1908 года, Париж)

Возникновение кубизма традиционно датируют 1905—1907 годами и связывают с творчеством Пабло Пикассо и Ж. Брака. Работа “Авиньонские девицы”, написанная в 1907 году вдохновлённым африканской культурой и творчеством Поля Сезанна, Пабло Пикассо считается началом истории кубизма. 

Термин «кубизм» появился в 1908 году, после того как Анри Матисс, увидев картину «Дома в Эстаке», написанную Ж. Браком в 1908, воскликнул: «Что за кубики».

19. Публикация манифеста футуризма на первой полосе Le Figaro ( 20 февраля 1909 года, Париж)

Осенью 1908 года в Милане случилась историческая автомобильная авария. Пытаясь объехать двух велосипедистов, занявших проезжую часть, и не справившись с управлением своего Bugatti, поэт и миллионер Филиппо Томаззо Маринетти оказался в грязной сточной канаве.

Через пару часов, наблюдая за тем, как автомеханик приводил в чувства его "железную акулу", Маринетти испытал нечто вроде просветления. Он вернулся в свою лакшери-виллу и тут же набросал текст, ставший первым программным документом общественно-артистического движения под названием ФУТУРИЗМ.

Маринетти отослал Первый манифест Футуризма в Париж, своему приятелю из влиятельной французской газеты Le Figaro. И 20 февраля 1909 года манифест был опубликован в Le Figaro, на первой полосе.

Манифест футуризма Маринетти был переведен и напечатан в газете "Вечер" 8 марта 1909. Итальянский корреспондент газеты "Русские ведомости" М.Осоргин регулярно знакомил русского читателя с футуристическими выставками и выступлениями. В.Шершеневич оперативно переводил практически все, что писал Маринетти. Поэтому, когда в начале 1914 Маринетти приехал в Россию, его выступления не произвели никакой сенсации. 

Главное же, к этому времени в русской литературе расцвел собственный футуризм, который почитал себя лучше итальянского и не зависимым от него. Первое из этих утверждений бесспорно: в русском футуризме были таланты такого масштаба, которых не знал футуризм итальянский.

В Санкт-Петербурге Маринетти выступал в зале Калашниковой биржи (ныне — дворец культуры работников МВД). 

20. Кража «Моны Лизы» из Лувра (21 августа 1911 года, Париж)

Похищение картины «Джоконда» художника Леонардо да Винчи в 1911-м году стало настоящим преступлением века, совершил его итальянский стекольщик Винченцо Перуджа, работник Лувра, занимавшийся обслуживанием зеркал в музее.

Два года итальянская красавица провела на дне чемодана, а потом вор дерзнул вернуться домой в Италию и попытался продать сокровище владельцу флорентийской галереи «Уффици». Здесь же, во Флоренции, воришку, сотворившего преступление века, арестовала полиция после того, как директор «Уффици» сообщил властям, что на него вышел человек с подлинной похищенной картиной. 

Самое забавное в этой истории, что грабитель столетия получил всего год и пятнадцать дней тюремного заключения, убедив суд, что совершил кражу из патриотических побуждений, а не корыстных целей. Суд проходил в Италии и общественности понравилась сентенция, что «La Gioconda» вернулась на Родину, где ей и надлежит пребывать. 

Особо отмечу, что поначалу в краже подозревали Пабло Пикассо и поэта Аполлинера, который, якобы, был его сообщником. 

Несколько лет до кражи Аполлинер связывается со странным типом – вором и паталогическим лжецом бельгийцем Жери Пьерэ, которого он делает своим секретарем. Этот Пьерэ 28 августа 1911 года появляется в газете «Пари-Журналь» с головой женщины и утверждает, что в 1904 году он украл ее в Лувре. На следующий день в газете об этом появляется огромная статья.

Прочитав статью, Аполлинер покрылся холодным потом. В 1904 году Пьерэ ему продал финикийские примитивные статуэтки, предположительно украденные в Лувре. Да еще и заявил: «Я их спер в Лувре, но это ерунда, они там никак не охранялись». Такие же статуэтки он продал и Пикассо. И поэт, и художник, посчитав, что это шутка, лишь посмеялись. Пикассо даже настолько вдохновился этими статуэтками, что в 1907 году изобразил их на своей картине, которую назвал «Девушки из Авиньона».

История с Пикассо и Аполлинером замялась благодаря шуму влиятельных друзей. И только спустя два года, когда выяснилось, что картину украл Винченцо Перуджа, с друзей были сняты все обвинения. 

21. Открывается выставка «Синий всадник» (18 декабря 1911 года, Мюнхен)

Летом 1911-го Василий Кандинский с Францем Марком задумали создать нечто новое и грандиозное, ставя своими задачами сближение и демонстрацию различных течений в искусстве, утверждение идеи синтеза искусств и равноправия художественных форм. Лучше всего для этих целей подходил альманах. Им стал «Синий всадник».


Название родилось за чашкой кофе,когда художники сидели в кафе в саду в Зиндельсдорфе — Марк любил лошадей, Кандинский — всадников,и оба любили синий цвет. Работы«Синий всадник» Кандинского и «Синий конь» Марка стали своеобразными символами одноимённой группы художников: Кандинский впоследствии подчёркивал, что «Синий всадник» не был художественным объединением, но мы привычно называем его именно так.

Окончание

promo kamnevn february 20, 2017 14:15 4
Buy for 500 tokens
Telegram - это мессенджер. Но он же и медиа-событие прошлого года, оказавшее существенное влияние на информационное пространство в рунете всего за несколько месяцев. Получать прямо в свой мобильный полноценные тексты, мемы или ссылки на публикации - это удобно. И прижилось. Кроме того, совершенно…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.