Николай Камнев (kamnevn) wrote,
Николай Камнев
kamnevn

Categories:

Интернет-мобилизация

Коммуникативные технологии в процессах политической мобилизации и границы их возможностей обсудили сегодня в формате панельной дискуссии на Международном научном форуме "Медиа в современном мире. 56-е Петербургские чтения", который прошел в Высшей школе журналистики и массовых коммуникаций. Активное участие в раболте форума приняло и СПб РОО "Союз Машиностроителей России" в лице руководителя комиссии по информационному взаимодействию отделения.


Фото: Дарья Мильчина, Лиза Сапожникова

Форум "Медиа в современном мире. Петербургские чтения" не первый год объединяет ряд научных и учебно-методических мероприятий, предоставляющих широкие возможности для организации совместных международных, межуниверситетских и междисциплинарных исследований, обмена опытом в сфере изучения журналистики и массовых коммуникаций, консолидации академического сообщества и повышения известности российских ученых за рубежом.

В рамках панельной диссии о возможностях коммуникативных технологий рассматривался самый широкий спектр теоретических моделей коммуникации и их изменение в связи с широким распространением сети интернет, особенности применения коммуникационных технологий в целях консолидации масс и разобраны появившиеся в изобилии за последние 10 лет как в России так и за рубежом практические примеры.


Фото: spbmedia

Руководили дискуссией Вера Алексеевна Ачкасова, доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой связей с общественностью в политике и государственном управлении СПбГУ и Михаил Николаевич Грачев, доктор политических наук, профессор РГГУ, Москва.



Глубинно-теоретическая часть дискуссии была посвящена разбору отличительных особенностей модели коммуникаций Лассвелла и их использования как в период Первой мировой войны, так и в переработанном виде - во время холодной войны между СССР и западной цивилизацией.



О нарастающей роли использования BigData в пропаганде и избирательных кампаниях последнего времени был сделан доклад М. Шилиной и РЭУ им. Г.Плеханова.



Г. Филаткина из МГУ им. М.Ломоносова подробно разбирала практический и методический опыт протестных кампаний в Бразилии в 2013-16 гг. особый акцент делая на сравнении подхода к использованию социальных сетей Facebook и twitter сторонниками и противниками действующего на тот момент президента Дилмы Руссефф.





Журналист газеты "Московская правда", парламентский корреспондент Лев Московкин делился практическим опытом подачи информационной повестки Государственной Думы и Совета Федерации.



Звучали доклады и на другие темы: об анализе кластеров распределения протестных настроений в Петербурге вокруг темы передачи Исаакиевского собора РПЦ, о практических методах эскалации информационных поводов в GR и почему (и как) для этого крупный бизнес старается использовать деловые сообщества, об использовании Facebook в микродипломатии и об ницшеанской сущности популярных медиа. Причем, теория работ Фридриха Ницше в проекции на современнные медиа была представленно действительно как работающий метод.

Постараюсь дать оценку мероприятия в котором я присутствовал не только в качестве приглашенного гостя, но и активным участником обсуждений.

Радует, что наша акдемическая наука и вузы Санкт-Петербурга, в частности, имеют глубоко проработанную теоретическую базу, постоянно обновляемую изучением современных кейсов. Это первое.

Второе: ничего нового со времен более чем столетней давности в теории коммуникаций практически не появляется. за исклоючением того, что интернет становится не только средством, но и средой для коммуникаций. Однако и в этом случае основные механизмы и методики коммуникаций находятся в более ранних источниках. Вопрос только в их практическом использовании. Но это уже дело соответствующих специалистов, а не ученых.

Третье: поиск этих самых ранних аналогий в источниках, который ведется академической наукой, а также обнаруженные ими материалы и их переработка - это готовые и работающие методики. Каждая из которой способны решать практически любые задачи и в современной среде коммуникаций - в социальных сетях и мессенджерах.

Трансляция тезисов дискуссии доступна в twitter Новостей районов Санкт-Петербурга.

Наиболее интересным мне показался доклад профессора Грачева о необходимых условиях работы пропаганды: ограничении выбора каналов коммуникации и экономических труджностях. Раасказывавшего, почему при отсутствии или размытии одного из них пропаганда перестает работать. Отмечу еще выступление Филаткиной - разбор методик организации бразильских мобилизаций был подробнейший и Цуканова о ницшеанской сущности медиа.

О последнем подробнее. Понравилось его сравнение разочарования в некоей "избранности" современных способов коммуникаций со "смертью Бога" в работах Ницше. И семь аналогий между ним и медиа: 1) принцип по ту сторону добра и зла; 2) периодичность как вечное повторение; 3) факторы игры и риска; 4) искусство принуждения; 5) война как фактор обновления; 6) обьединение дальних, разъединяя близких; 7) краткость новых медиа (похожа на афористичный стиль работ самого Ницше). Если эти принципы внедрять осознанно, то они будут работать и сейчас - такие конструкции служат столько, сколько существует человеческая природа.

Разочаровал доклад о медиа-эскалации: простейшая методика не становится чем-то возвышенным только потому, что ее начинает использовать крупный бизнес, лоббируя свои интересы. Размер или масштаб реализации для теории не имеет значения.

Не могу еще не отметить разное понимание в академическом сообществе термина BigData, приводящее к курьезным ситуациям: когда докладчик по теме на вопрос о том, как вы сами используете BigData в своей работе, говорит что-то о том, мол, стараюсь не оставлять лишних своих следов, а у самой есть включенный смартфон - это комичная ситуация. Потому, что BigData пресловутые - это не столько то, что ты где-то написал или отправил по почте, сколько данные, оставляемые ежесекундно и в фоновом режиме. Вплоть до положения смартфона относительно пола (не секрет, что даже интерент-магазины получают от вас геоданные и динамику перемещения, чтобы предлагать более дорогие товары, если вы не в месте постоянной локации или на ходу, например).

А вот некоторые краткие и камерные доклады с математическими доказательствами о кластеризации процессов протеста в Питере (к изучению которых я и сам имею последние полгода самое непосредственное отношение) и реакции пользователей Facebook на собственный и заимствованный контент - практически полезны. Хоть во многом и сырые. Главное, что они есть и о них можно узнавать.

Огромное спасибо Алексею Кузьмину и Илье Быкову за возможность принять участие в работе.
Все материалы форума можно прочесть здесь.
Tags: Интернет, Репортаж, Эксклюзив
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Сексуально-озабоченные университеты

    Всегда относился с недоверием к петициям на change.org (и не только там). Так сегодня, когда мне сказали о том, что студентки СПбГУ опубликовали…

  • Этот День Победы

    День Победы вчера был виртуальным. То, что мы знаем о Победе, что чувствуем сами, что помним и что передаем своим детям - то и было с нами вчера. И…

  • О деньгах

    Я гражданин России с рождения, прекрасно помню 80-90-е и поэтому знаю, что всегда все, что происходит, может повернуться ещё хуже. И если после того…

promo kamnevn february 20, 2017 14:15 5
Buy for 500 tokens
Telegram - это мессенджер. Но он же и медиа-событие прошлого года, оказавшее существенное влияние на информационное пространство в рунете всего за несколько месяцев. Получать прямо в свой мобильный полноценные тексты, мемы или ссылки на публикации - это удобно. И прижилось. Кроме того, совершенно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments