
В собранном состоянии эта конструкция со своей железнодорожной платформой весила 1450 тонн. высота 4 этажа, длина 50 метров. Инженерную подготовку местности вели 1,5 тысячи рабочих и тысяча саперов четыре недели. Так как оборудование "Доры" доставлялось в 106 вагонах пятью поездами, в месте разворачивания орудия строили целую сортировочную станцию.

Впервые участие в настоящей боевой операции орудие приняло при осаде Севастополя в 1942 году. Довольно быстро ею были разрушены: форт Сталин – 6 снарядов, форт Молотов – 7, форт Сибирь – 5, форт Максим Горький – 5 снарядов.
После взятия Севастополя "Дору" отправили под Ленинград, в район станции Тайцы. Когда началась операция по прорыву блокады города, немцы спешно эвакуировали суперпушку в Баварию. В апреле 1945 года при приближении американцев орудие взорвали.

К слову, в российских музеях артиллерии снарядов от "Доры" нет. Вернее, не было. Пока. А теперь могут появиться.
На днях депутат Государственной Думы Сергей Боярский проводил первое мероприятие из целой серии, задуманных им. Это дискуссионные круглые столы по определенным темам, где приглашенные высказываются о проблематике, задают вопросы депутату, жалуются на жизнь, просят финансирования и - делятся своими достижениями.
Первое из мероприятий было посвящено поисковым отрядам и тем проблемам с которыми они сталкиваются. Я когда рассказывал о том, как все там происходило, то специально не концентрировался на тех предложениях с мест, что звучали. Потому как важно было рассказать о самом формате (который еще допиливать и допиливать). Но это вовсе не значит, что там не звучало ничего интересного. Звучало.

На фото вверху - Саша Мохнаткин говорит о важности определиться с принадлежностью школьных музеев, чтобы через них не "утекали" экспонаты. На фото внизу еще кто-то о чем-то. Все звучавшее отмечалось, я уже сейчас деталей просто не помню...

Там много было предложений - от очень сырых и непроработанных, до вполне серьезных и интересных - о тех же персональных данных, например. А еще говорили о военной технике. И среди прочего говорили о том, что полиция может неделями не выезжать на разминирование, а снаряды самим нельзя перевозить и есть те людишки, что это в свою сторону пытаются пользовать.

На мероприятии об этом поговорили, но так как полицейских в составе не было - ничего не делали. А кое кто выслушал выступающих, переговорил с ними детально по окончанию мероприятия и - на места ими указанные съездил. В итоге...
...в районе поселков Никольское и Красный Бор, как раз там, примерно, где во время войны "Дора" и стояла, удалось взять с поличным несколько граждан Украины. Не только собиравших на местах боев металлолом и еще что-то, но и выплавлявших на кострах из найденных ими артиллерийских и минометных снарядов тол. И граждане эти, на месте взятые, показали еще и место, где находятся три снаряда от той самой "Доры". Весом чуть ли не по семь тонн каждый. Эхо войны так эхо войны.
Вот такая недокументированная быстрая победа от мероприятия депутата и его команды оказалась. И не первая, похоже. Как решат уполномоченные на это люди, что со снарядами делать, постараюсь съездить и сфотографировать происходящее. Редкость огромная.
Journal information