Николай Камнев (kamnevn) wrote,
Николай Камнев
kamnevn

Про знания

Бесчисленное количество раз мне не хватало знаний для чего-то. Для понимания происходящего, для того, чтобы увидеть оптимальное решение, для верного вывода, для того, чтобы подсчитать что-то с достаточной точностью или для того, чтобы сэкономить время или деньги. И почти в каждом случае из этих бесчисленных "разов" я это понимал. Ужасная жизнь, наверное... Очень похожа на то, как живут собаки, различая все эти запахи тоньше и лучше нас, людей. Собачий опыт, кстати, хорошо представляют себе бросившие курить: спустя неделю после отказа от сигареты именно от запахов начинаешь сходить с ума. Потом чувство снова притупляется. А вот чувство осознания нехватки знаний - никогда.

В одном из своих диалогов Платон наглядно объясняет этот феномен, проводя на земле две окружности разного диаметра: маленькая - это человек знающий мало (внутренний круг), соответственно и количество им незнаемого не так велико (длина окружности), в отличие от того, кому "не повезло" знать больше.

Мы живем в удивительном мире, в котором при всей развитости технологий отсутствует общественный запрос на знание. Я не говорю уже о том, чтобы существовал культ знания. Этого нет и в помине. Есть стереотип, что любой человек способен все, что угодно понять, просто об этом услышав. Даже не прочитав. Просто услышав. То, что понять человек не способен - ему "не надо". Если на своем примере этого увидеть не позволяет психологическая защита, то вспомните, как вы учили компьютеру и интернету своих родителей. Кому их них что изначально было "надо"?

Также стереотипно считается, что всему бедой - нехватка хорошего образования. Расстрою и здесь: хорошего образования полно и здесь, в Санкт-Петербурге, как минимум. Нет передозировки желающих хорошо его получить. Что опять же - личный выбор каждого. В 90-е годы вообще пытались насадить общественный стандарт успешности, заключающийся в богатстве и имуществе, а не в интеллектуальной ценности. Почти получилось. Но у России есть свое феноменальное свойство каким-то непостижимым образом очищаться от скверны, когда уже казалось бы - все... Так в войны все было, с большевизмом так произошло, теперь - с либерализмом 90-х. Почему - не знаю. Этому всему самое правдоподобное объяснение в том, что Россия управляется напрямую Богородицей. Может быть поэтому и мало знать не считается зазорным?

У малоценности образования есть грустная прикладная сторона: унылые кадровые решения и низкое качество государственного и муниципального управления. Если говорить проще: потрясающее количество уродов на разного рода должностях. И чем глубже провинция - тем это явление более распространено. Не только в государственном управлении - в частных компаниях та же самая беда. Стимулирование подчиненных к росту ни в одной компании не встречалось, практически.

За исключением олдскульной уже "Пятерочки" и малоизвестного широкой публике "КоКон" - уверен, что Sergey Ilinskiy и Михаил Горемыкин вспомнят, как оно у нас там было и со мной согласятся. Лично я считаю, что именно выстроенная в этих компаниях система роста, обучения (в том числе и самостоятельного), а потом уже мотивации - дала тот результат, который дала. В деньгах если измерять, то создав "Пятерочку" на два вложенных миллиона долларов, Андрей продал ее потом за миллиард триста. В процентах это просто дико.

Незнание и отсутствие желания узнавать приводят к тому, что СМИ оккупированы теми, кто продает этим незнайкам эрзац и готовые толкования. Все толкования новостей последнего времени - это ярчайший тому пример. А конкуренция между продавателями мусора со страниц своих газет или сайтов к тому, что соревнуются они уже не содержанием, а заголовками. И вырученный потом любой ценой трафик или тираж демонстрируется потом как достижение и читаемость. так люди получают те самые СМИ, которые заслуживают. То же с правительством, полицией, розничной торговлей или сферой услуг. Ничего удивительного. Кто-то скажет, что Коля пишет мол "народец не тот"?! Да тот народец, тот. Я сам такой. Просто на том и устроена общественная жизнь: никому, кроме самого индивида, не выгодно, чтобы он что-то знал. Как в "Матрице".

Что удивительно: в этом самом положении дел есть вся возможность для того, чтобы индивид узнавал. Она заключается в... малоценности и неконкурентности индивидуального знания. Любой, кто захочет его получить и начнет прилагать к этому усилия увидит, что путь абсолютно свободен.
У знания, вне зависимости от области, есть несколько особенностей: а) оно способно обеспечить человека материально; б) оно имеет пределы в зависимости от разных условий (в стакан емкостью 0,25 нельзя перелить бутылку шампанского емкостью 0,75). А на определенном этапе встает вопрос природы знания. Заметьте, я ни слова не говорю о том, в добрую или злую сторону знание будет применено. Для самого знающего это не так и важно с точки зрения узнавания и обучения. Для его жизни это важно, да. Но не о знании это уже.

Еще учась в нашем университете, на психфаке, в начале 2000-х годов я не только написал интересную дипломную работу о механизмах формирования личностных качеств, но и набросал в крупных мазках несколько интересных теорий по семейной психологии и психологии личности. О том, что в семье не "не без урода", а - скорее "все уроды". Если за систему измерений брать заданный стандарт. И в каждой семье своя собственная норма и свой собственный ноль. Такой, что уродом выглядит только один. И даже разработал систему определения этих координат. Нечто подобное делал для профориентации. Это интереснейшие темы для стартапов и - потенциально они очень востребованы. Но когда я сам хотел выстроить свою частную практику, то понял: мне не интересно работать с людьми, которые не хотят узнавать. Которым проще жить в мире не-знания. Я не могу. А они - имеют на это полное право и осуждать их никто не может. Как пример, короче.

Природа знания и его границы - это отдельный интереснейший вопрос. Когда ты еще только подходишь к нему, то задолго начинаешь понимать, что ошибаясь - будешь ходить по кругу. И в некоторых вопросах это то, что мне самому очень хочется понять. То, чем я хочу это понять и - для чего, еще один отдельный вопрос. Вопрос перед самим собой. А закончить рассказ о знании хочу двумя фразами, которые помогают не сбиться с пути:

1) У каждого из нас есть ключ от рая, который также открывает и ад;
2) Каждый день мы все больше становимся теми, кем станем в будущем.
Tags: Лытдыбр, МС. МС2, МС2, Психодинамика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О деньгах

    Я гражданин России с рождения, прекрасно помню 80-90-е и поэтому знаю, что всегда все, что происходит, может повернуться ещё хуже. И если после того…

  • Мавзолеиада

    Проект русского православного подворья в Бари (и церкви Николая Чудотворца) к весне 1912 года составил знаток древнерусского храмового зодчества…

  • Констатируя Конституцию

    В День Конституции считаю для себя необходимым сказать несколько слов о ней и о празднике. Который, как верно отмечают анекдоты (а хорошие анекдоты…

promo kamnevn february 20, 2017 14:15 5
Buy for 500 tokens
Telegram - это мессенджер. Но он же и медиа-событие прошлого года, оказавшее существенное влияние на информационное пространство в рунете всего за несколько месяцев. Получать прямо в свой мобильный полноценные тексты, мемы или ссылки на публикации - это удобно. И прижилось. Кроме того, совершенно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments