Николай Камнев (kamnevn) wrote,
Николай Камнев
kamnevn

Физический смысл социальной сети

Новость о том, что интернет-холдинг Mail.ru Group выкупил 48,01% социальной сети "ВКонтакте" у фонда UCP Ильи Щербовича за 1,47 млрд долларов и довел свою долю в компании до 100%, затмила даже сообщения о карьерном росте Алины Маратовны Кабаевой. И не без причины: стоимость консолидации 100% составила 2,07 млрд долларов, акции Mail.ru Group незамедлительно подросли почти на 7% и UCP, Mail.ru и бывший гендиректор "ВКонтакте" Павел Дуров договорились снять претензии друг к другу - то есть Telegram никто лохматить не будет. Событие не одно, а несколько и все важные как для рынка, так и для пользователя

О перспективах роста скажу сразу: его для ВКонтакте просто нет. Медиа-аналитик Винченцо Козенца (Vincenzo Cosenza) несколько лет составляет обновляемую раз в полгода карту распространения социальных сервисов по миру - на картинках. Еще несколько лет назад в Интернете насчитывалось 17 социальных сетей, со временем не выдержавших конкуренции с Facebook, а сейчас свои территории есть только у ВКонтакте, китайского QZone и иранского Facenama. Узбекистан и Кыргызстан, где все еще предпочитают Одноклассников, я в расчет принимать не вижу смысла. Динамика говорит сама за себя.



Теперь хочется пофантазировать на тему дальнейшего развития событий относительно крупнейшей российской социальной сети и неутешительно сравнить ее с неустанно набирающим капитализацию facebook - общая капитализация компании составляет сейчас 201,55 миллиарда долларов (по итогам торгов 8.09 на NASDAQ). То есть, в общем пространстве доля ВКонтакте на треть меньше статистической погрешности в сравнении с facebook.

Для понимания того, каким образом будут развиваться события в медиа-области, важно отметить и еще один важный момент: чем обусловлена такая немыслимая детища Цукерберга капитализация?! И - не в цифрах или банковских терминах, а  - в простых понятиях. И в простом все просто: именно facebook на настоящий момент является самой релевантной рекламной сетью типа "бренд/продавец - физический пользователь", по аналогии с тем, что Google смогла создать самую релевантную сеть типа "бренд/продавец - поисковый запрос". А где люди, там всегда есть деньги.

И это же самое правило "люди-деньги" объясняет тот факт, что у ВКонтакте вообще есть капитализация. Потому как эта социальная российская сеть была единственной, в которой могла вычленяться хоть какая-то опознаваемая активность. Сети подобные Одноклассникам или МоемуМиру раздельной активности не требовали и монетизировались не-личностно: либо продажей мелочи в промышленных объемах, либо - сбором долей от продающихустанавливающих приложения с встроенными покупками. Где оборот есть, а личности нет.

Что мы будем видеть сейчас (мои предположения):

1) На базе ВКонтакте Mail.ru Group будет создавать единственную приближенную хоть к какой-то прозрачности социальную сеть;

Причиной тому не в последнюю очередь являются и пресловутые поправки "закон о блогерах", которые кость в горле не у блогеров, чье имя получили с легкой руки полуграмотных журналистов, а - как раз таки блогосервисам. Предположу, что других блогосервисов у Mail.ru Group не будет - все людские потоки они постараются перенаправить во ВКонтакте. А другие сервисы не смогут являться блогами в силу интерфейса, именно блоггинг исключающего.

2) Именно Mail.ru Group станет абсолютно монопольным игроком на рынке... трафика в российских СМИ. Что особенно ценно в условиях, когда формально этого рынка не существует и, соответственно - никаких регуляторов на нем нет.

То, что несколько лет назад смог сделать Рамблер - SUP - Афиша, объединив свои сетевые ресурсы, перенаправляя трафик в них "по кругу" и создавая тем самым видимость "популярности" сетевых медиа-проектов, сможет повторить в федеральном масштабе Mail.ru Group. Что в перспективе может быть проблемой опять же - не блогеров, а - интернет-СМИ. Все просто: не покупаешь/получаешь трафик с его ресурсов - барахтаешься один. И через несколько месяцев без рекламодателей. Просто потому как привлечение трафика в 2014 году - это не в 2004-м. Сейчас люди на сайт просто так не пойдут. Особенно если сайт убогий.

3) Mail.ru Group станет абсолютным монополистом на рынке интернет-рекламы, а его соперничество с Яндекс заставит последнего подумать о переезде под российскую юрисдикцию. Причем подумать крепко. И быстро.

Особняком стоит вопрос о конкуренции facebook и Mail.ru Group за российского пользователя. Теоретически, козырем может быть обязанность западных сервисов хранить персональные данные российских пользователей на серверах в стране и то, как будут происходить переговоры с Роскомнадзором у facebook и twitter (последний не конкурирует, потому как является "телеграммой" в мире соцсетей и аналогов не имеет). Мне кажется, что - договорятся. Потому как "заставить" facebook что-то делать не получится, а выживать его из страны нецелесообразно: он - ориентир. В том числе и по личностям, и по качеству контента.

Как ВКонтакте будет стимулировать личности вести у себя свои блоги (со страницами компаний - проще), это еще большой вопрос. А вот "сможет ли facebook захватить российскую аудиторию?" не стоит - она сама с радостью вольется в единственную реально работающую общемировую социальную сеть.

ps. То, что Telegram ничто не угрожает, заметно усилит его позиции.
ps2. Я поздравляю Константин Юрганов и Yaroslav Andreev с тем, что в их работе появляется крепкий фундамент и большие цели!

Nikolay Kamnev эксклюзивно для BRAIN WORKS #Telegram#MailRuGroup #ВКонтакте #facebook
Tags: Весь фарш вся электрика, Инвест, Круто, Лытдыбр, Потому что Путин, Потребитель, Публикации
Subscribe
promo kamnevn february 20, 2017 14:15 5
Buy for 500 tokens
Telegram - это мессенджер. Но он же и медиа-событие прошлого года, оказавшее существенное влияние на информационное пространство в рунете всего за несколько месяцев. Получать прямо в свой мобильный полноценные тексты, мемы или ссылки на публикации - это удобно. И прижилось. Кроме того, совершенно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment