Николай Камнев (kamnevn) wrote,
Николай Камнев
kamnevn

Билетная сознательность: деньги vs. совесть

В конце прошлого года в СМИ Санкт-Петербурга появились публикации о том, что на одном из маршрутов городских троллейбусов появятся автоматы для продажи билетов. Некоторые называли даже конкретный маршрут №8, что ездит по центру города (источник - Балтинфо), другие - ограничивались описанием того, что автоматы будут принимать монеты на сумму в 25 рублей, не будут давать сдачу, а пользоваться ими - максимально просто (источники: росбалт или Metro). Были даже такие издания, чьи штатные писатели возвещали о размерах (ТПП), словно обыватель представляет, что такое "60 см в высоту" на центральной площадке.

Важно другое: общепринятая в 80-х годах прошлого века в Ленинграде система продажи билетов без кондуктора - возвращается. И пусть сейчас автоматы будут не такие как на картинке, но - они будут. Приживутся ли они - вот вопрос?! И - будут ли экономически эффективны?! По-русски говоря: будут ли люди платить за проезд сами?!



Насколько мне известно, планы на эксперимент в городском электрическом транспорте таковы: сначала - установка нескольких автоматов по продаже разовых билетов и их популяризация (отчасти и пост этот является таковой), далее - перевод кондукторов, продающих сейчас билеты, в режим контролеров. Со временем же количество контролеров долно стать меньше, а автоматов - больше и значительно. Но главным в этом вопросе является все то же: будут ли платить сами и - как бороться с "зайцами"?!

 Ни для кого не является секретом, что сейчас взимание штрафа за безбилетный проезд контролером - незаконно. Максимум, что он может сделать - выписать квитанцию о штрафе и передать ее безбилетнику. Не так редки в Санкт-Петербурге случаи, кстати, когда за неоплаченный трамвайный штраф людей не выпускали за границу: вот уж и смех, и грех... Но для этого у нарушителя должен быть при себе докумен, удостоверяющий личность. Если нет - его надо доставить в милицию, устанавливать личность и прочее, неприятной ситуации соответствующее. Непредсказуем здесь сюжет: кто-то убегает, кто-то устраивает драку и в милиции потом получает уже совсем за другое правонарушение, кто-то предлагает взятку.

Я промониторил сеть, чтобы посмотреть - как решается проблема с безбилетным проездом на автобусах/трамваях/метро или пригородных электричках в других городах. И вот что удалось найти:

1) В Москве всерьез рассматривают вариант увеличение суммы штрафа с существующей сейчас 1 тысячи рублей, до суммы месячного (2,2 тысячи) или годового (17 тысяч рублей) абонемента (источник - Известия). Мотивируется это тем, что уж за такой куш (и - процент, соответственно) приставы судебные будут работать, а контролеры - ловить. Доропорядочные же граждане предпочтут заплатить и не связываться...

Должен сказать, что если штраф будет в 17 тысяч, то первое о чем будешь думать в транспорте - об оплате проезда. Но есть и минусы: люмпену что 17 тысяч, что сто миллионов - все едино. И эти граждане будут стараться кататься бесплатно... Палка о двух концах, короче.

2) В Калининграде (источник), Новосибирске, Поволжье (источник) и множестве других городов России пошли по другой схеме: не имеющий на руках билета в момент проверки пассажир может приобрести его на месте, но - с доплатой. Которая обусловлена тем, что продажа билета на месте является платной услугой. А уж размер ее в каждом регионе разный: где - 10 рублей, где - 24, а где и все 100 рублей.

Кто-то даже пытался судиться по поводу того, что услуга якобы навязываемая, но - бесполезно. Доподлинно известно, что новосибирский "Экспресс-Пригород" выиграл даже иск прокуратуры по этому поводу. Потому и наценка у них потом составила как раз 100 рублей.

3) В столице нашего иностранного соседа - Хельсинки, продажа билетов в автомате и у водителя тоже отличается стоимостью (источник). Что у них там с контролем - не знаю. Но нарушать в гостях чревато потерей визы.

4) Самый смешной способ борьбы с неплатеами придумали в Тобольске: для креативных пассажиров, пытающихся расплачиваться с кондукторами купюрами в 1000 или 5000 рублей, в расчете на то, что у кондуктора не окажется сдачи, там заранее заготавливают... мешки с мелочью. С 500 рублей пассажир получает сдачу рублями, с тысячи – "двушками", а с 5 тысяч – пятирублевыми монетами.Подарок впечатляет: сдача с 5 тысяч весит около 7 килограммов (источник - Первый канал).



Не думаю, что мешки с мелочью приживутся в Санкт-Петербурге, хотя - почему бы и нет... А вот в то, что за продажу билетов на месте кондуктора могли бы брать наценку - это логично и правильно.

Обсуждение на Фонтанке и публикация в Medium
Tags: Весь фарш вся электрика, Деньги, Жизнь, Личное, Лытдыбр, Наша Раша, Потребитель, С-Пб
Subscribe
promo kamnevn february 20, 2017 14:15 5
Buy for 500 tokens
Telegram - это мессенджер. Но он же и медиа-событие прошлого года, оказавшее существенное влияние на информационное пространство в рунете всего за несколько месяцев. Получать прямо в свой мобильный полноценные тексты, мемы или ссылки на публикации - это удобно. И прижилось. Кроме того, совершенно…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments